Ислам для Всех

Религия Ислам
 
ФорумФорум  ПорталПортал  ГалереяГалерея  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поделиться | 
 

 Месяц Рамадан

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
jaka
Модератор
Модератор


Сообщения : 2
Дата регистрации : 2010-08-04
Возраст : 27
Откуда : Астана

СообщениеТема: Месяц Рамадан   Ср Авг 04, 2010 3:13 am

Богословское исследование о посте


Пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала зари и до захода солнца, сразу после которого
все это становится дозволенным.
В то же время нужно ответственно отнестись к духовному содержанию поста — временному лишению себя определенных благ, поклоняясь тем
самым Господу и выполняя Его веления.

«О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными.
Считанными днями являются дни поста. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни.
Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни] /1/, должны накормить бедняка /2/.
Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься, это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!

Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих]
как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различения [чтобы отличить истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть проведет его в посте,
а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни. Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей, чтобы полноценно смогли вы соблюсти пост и
возвеличить Господа за то, что Он вывел вас к пути истинному, — может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!» (Св. Коран, 2:183–185).

«Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас...»

Заповедь о посте была одним из важных установлений, данных Господом Моисею и Иисусу. В иудейской традиции существует практика сорокадневного поста
по примеру Моисея, который до получения скрижалей Завета «пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Втор., 9:9). Этот же пост соблюдал
Иисус, начиная свое пророческое служение (Мф., 4:2).

В отличие от исламского поста в месяц Рамадан, предполагающего не только полный отказ от пищи от рассвета до заката, но и иные установления, в современной
христианской традиции пост подразумевает лишь определенные ограничения в пище. Например, в православном христианстве
пост бывает нескольких видов: очень строгий (употребление только сырой растительной пищи), строгий пост (употребление всякой вареной растительной пищи с растительным маслом),
обычный пост (помимо того, что едят в строгий пост, можно есть и рыбу), ослабленный пост (употребление любой пищи, кроме мяса). Самым важным в Христианстве считается Великий пост,
который продолжается семь недель и относится к категории строгого поста.

Что касается примеров соблюдения иудеями и христианами иных, добровольных, постов (пост по случаю смерти кого-либо, по случаю разрушения Иерусалимского храма,
Рождественский и Успенский посты и т. д.), то они практикуются и в исламской традиции. Например, пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа), день ‘Ашура’,
день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) и т. д.

«Возможно, вы будете богобоязненными»

На протяжении всего своего жизненного пути мусульманин должен вести праведный образ жизни, хотя бы стараясь, прикладывая усилия для изменения себя в лучшую сторону
/3/. Благословенный месяц Рамадан, наиболее способствующий этому, необходимо проводить в посте, стремлении совершать богоугодные дела, благодаря при этом
Творца за предоставление такой возможности.

Если человек, по милости Всевышнего, застал Рамадан в добром здравии, он обретает возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные
жизненные ценности, обязуясь исполнять то, что заповедовал Господь. Не нужно бояться обратиться к Нему с покаянием, сколь бы великими ни были наши грехи.
«Поистине, Всевышний Всепрощающ, Всемилостив» /4/.

Рамадан — месяц поста, милости и прощения. Простим же каждого, кто причинил нам зло словом или делом: «И устремляйтесь (спешите) к прощению от вашего
Господа и к Раю, широта которого — небеса и Земля, Раю, уготованному для богобоязненных людей. [Прощение и райская обитель уготованы для тех]
кто (1) расходует [на пути Господа] и в радости, и в горе, (2) подавляет (сдерживает) чувство гнева (раздражения, ярости) и (3) умеет прощать. Воистину,
Аллах любит делающих добро» (Св. Коран, 3:133, 134). Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто сдержит гнев [проглотит обиду]
тогда, когда он в состоянии ответить [на нее], того в Судный День Господь вызовет пред всем человечеством для выбора желаемого им» /5/.

Известно, что посланник Господа проводил ночи Рамадана, читая Священный Коран, вникая в его сокровенный смысл. Всем правоверным надо стремиться
наполнить часы этого месяца чтением Священной Книги, являющейся уставом и руководством для мусульман.

Несомненно, месяц Рамадан является временем проявления щедрости и милосердия. Мусульмане должны прилагать усилия к наиболее искренним
проявлениям этих качеств в своих поступках и деяниях. В хадисе сообщается: «Посланник Господа Мухаммад был наищедрейшим человеком.
И щедрее всего он был в [месяц] Рамадан...»

Этот месяц дарует две радости. По этому поводу пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)
сказал: «У постящегося две радости: одна — когда он разговляется, другая — когда предстанет пред Всевышним [в Судный День] и порадуется за соблюденный им пост»
/6/. Первая радость — когда наступает время разговления и становится дозволенным запрещенное в светлое время дня. Под второй радостью в хадисе подразумевается
радость, которую человек, соблюдавший пост в земной жизни, испытывает в Судный День, когда воздастся ему за дела мирские /7/.

В чем же польза поста? Она многогранна. Пост полезен в духовном и социальном плане, а также с точки зрения медицины. Постящийся человек
становится богобоязненным, исполняет то, что повелевает Всевышний, отказывается от запретного. Тем самым постящийся спасает себя от наказания
Ада и обеспечивает себе благополучие в этой и в вечной жизни. Пост вырабатывает силу воли, приучает к преодолению трудностей, отказу
от порочных привычек и страстей. В период поста человек учится контролировать себя. При этом постящийся осознает милость Всевышнего к нему,
ибо, ощутив голод и жажду, затем, утолив их, понимает, насколько милостив Господь. Одновременно происходит пробуждение к благодеянию
в отношении бедняков и нуждающихся: острее осознается их обездоленность, изыскивается возможность оказать им посильную помощь /8/.

Особенно важно осознание того, что постящиеся равны пред Господом и отличаются лишь степенью богобоязненности /9/,
духовной наполненности внутреннего мира и умением проецировать ее в каждый миг своей личной жизни. Это, в свою очередь,
препятствует проявлению высокомерия между людьми из разных социальных слоев.

Более того, пост содействует единению людей — ведь они и постятся одновременно, и разговляются, ищут возможности для совместного
совершения добрых дел, угодных Всевышнему. Состояние спокойствия, умиротворения и благожелательности, которое человек обретает в
дни месяца Рамадан, у многих сохраняется и на последующий период /10/.

Достоинства соблюдения обязательного поста в месяц Рамадан:
— в месяце Рамадан врата Рая раскрыты, а врата Ада закрыты;
— соблюдающему пост в месяц Рамадан по воле Господа прощаются все прежние грехи /11/;
— особенно принимаемы Всевышним мольбы постящегося до тех пор, пока он не начнет разговляться;
— в этом месяце есть Ночь Могущества, «Ляйлятуль-кадр», когда поклонение Творцу, как и любое благодеяние пред Ним,
более значимо, чем в течение тысячи месяцев /12/.

Фундаментальные положения поста:
1. Намерение (ният), то есть присутствие в сердце желания и решимости поститься, придерживаясь веления Господа.
Место расположения намерения — сердце, а можно произнести и следующие слова:
«Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля»
نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى
«Я намереваюсь соблюдать обязательный пост от восхода (зари) до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего».
Ният должен быть «задан» до зари (можно совершить ният после захода солнца вечером, накануне дня поста). Пророк Мухаммад
(да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Пост того, кто не определит его [намерением] до зари, является недействительным»
/13/. Богословы трех из четырех мазхабов говорят о том, что намерение поститься надо совершать каждый день /14/. И только маликитские
ученые допускают возможность того, что намерение поститься можно совершить один раз в начале месяца Рамадан /15/.
2. Воздержание, выражающееся в отказе от приема пищи и питья, половых сношений в дневное время суток — от начала времени утренней
молитвы до заката.

Есть также условия, при которых соблюдение поста обретает каноническую обязательность: зрелость (по шариату), здравость рассудка
/16/, физическая способность поститься.

Освобождаются от поста женщины в период послеродового очищения и во время менструации, а также больные и путники
/17/. В последующем им нужно будет восполнить все пропущенные дни поста.
Случаи, канонически не нарушающие пост /18/

1. Проглатывание пищи, воды, половое сношение — по забывчивости. Как только человек вспомнит о посте, он обязан
прекратить совершаемое им и продолжить пост /19/;
2. Непроизвольный выход спермы, например поллюция;
3. Подкрашивание глаз сурьмой или закапывание капель в глаза;
4. Кровопускание, сдача крови на анализы или в качестве донорской /20/;
5. Чистка зубов мисваком /21/ или зубной щеткой без использования пасты /22/;
6. Промывание носа и полоскание рта;
7. Принятие душа, совершение полного омовения, а также плавание;
8. Непроизвольное вдыхание табачного дыма /23/, пыли или иного, в чем нет соучастия постящегося;
9. Лечение или удаление зуба без глотания крови или лекарств /24/;
10. Проглатывание слизистых выделений носоглотки;
11. Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота и самостоятельное возвращение части рвотной массы обратно в желудок
или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости /25/);
12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине;
13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости /26/;
14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное;
15. Пробование пищи на вкус, не проглатывая ее;
16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны /27/.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) о соблюдении поста
(1) «Пост — это защита [от совершения грехов в жизни бренной и огня Ада — в вечной]. Если кто-то из вас постится, то пусть
не бранится, не кричит. А если его оскорбят или ударят, скажет: «Воистину, я соблюдаю пост» (св. х. аль-Бухари, Муслима и др.).
(2) «Клянусь Тем, Кто имеет полную власть надо мной! Поистине, запах изо рта постящегося лучше пред Всевышним, чем запах
миска /28/» (св. х. аль-Бухари, Муслима и др.).
(3) «Когда начинается месяц поста, раскрываются врата Рая, закрываются врата Ада и накладываются оковы [ограничения] на
Сатану и слуг его» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(4) «Каждый день поста ради Господа удаляет лицо постящегося от огня Ада на расстояние, равное семидесяти годам пути
[поднимая ввысь по невообразимо высоким райским степеням]» (хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ахмада и др.).
(5) «Кто постится в месяц Рамадан, веря в воздаяние и соблюдая пост только ради Всевышнего, тому будут прощены
предшествовавшие грехи» (хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов).
(6) «Посланник Господа в последние десять ночей Рамадана часто молился, будил свою семью для молитвы,
совершал много благого» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(7) «Ищите Ночь Могущества [выстаивая ночные молитвы и совершая благие дела] в нечетные дни последних десяти дней
месяца Рамадан» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(8) ‘Аиша спросила: «С какой мольбой лучше обращаться ко Всевышнему в Ночь Могущества?»
Пророк ответил: «Говори: «Аллаахумма иннакя ‘афуввун, тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни» (О Господь! Ты — Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!)
(хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов).
(9) «Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан /29/, то лучше не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в
первую половину данного месяца]» (хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи).
(10) «Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого.
Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» /30/;
(11) «Кто продолжает лгать и лжесвидетельствовать в месяц поста, тот напрасно лишает себя пищи и питья» /31/ (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари).
(12) «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, это Всевышний
накормил и напоил его» /32/ (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(13) «Кто совершает ночную молитву /33/ в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения от Всевышнего, тому прощаются
все ранее совершенные им грехи» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(14) «Кто постился весь месяц Рамадан, а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней /34/ в месяц Шавваль /35/,
тому Всевышний определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» (хадис от Абу Айюба; св. х. Муслима и ат-Тирмизи).
(15) «Посланник Господа сделал обязательным для вас «закятуль-фитр» /36/. Данный налог равен 1 са‘ /37/ фиников или 1 са‘ ячменя.
Это обязательно как для свободного человека, так и для раба; как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого
из числа мусульман. Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы /38/» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима).



/1/ Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного
Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас.
/2/ «...Из среднего [обычного достатка], чем вы кормите семью» (см.: Св. Коран, 5:89).
/3/ «Те же, кто уверовал [в Бога, согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки, они — обитатели Рая,
они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82); «Скажи: «Я уверовал в Аллаха (в Бога)», затем будь правдивым, честным (следующим верному пути)»
(хадис от Суфъяна ибн ‘Абдулла ас-Сакафи; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др.). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 382, хадис № 6143, «сахих».
/4/ См.: Св. Коран, 2:235, 3:89 и т. д.
/5/ Хадис от Сахля ибн Му‘аза; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи, «хасан». См., например: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 12.
С. 111, хадис № 4317; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 3. С. 89, хадис № 5088.
/6/ Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 141, хадис № 1904.
/7/ Интересна параллель, показывающая силу и значимость искреннего, не отягощающего, умиротворяющего соблюдения ритуальной
практики, в том числе и поста, в судьбе женщины. Да, именно женщины, психология, мироощущение, чувственность, склонность к изяществу,
моде, проницательность которой имеет свой особый, отличный от мужского смысл бытия. У Пророка однажды спросили: «Райские красавицы
(гурии) или мирские женщины [выдержавшие жизненный экзамен и ставшие вечно молодыми обитательницами Рая] — кто из них будет
[по всем критериям] лучше?» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Мирские обитательницы [в Раю] будут гораздо лучше».
«Почему?» — [недоумевая] уточнили у него. «За молитвы, за пост, за их набожность пред Всевышним», — завершил Пророк.
См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 116; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый
словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 362.
/8/ Ср., например, ветхозаветную заповедь: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных
отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от
единокровного твоего не укрывайся» (Ис., 58:6, 7).
/9/ «О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины [Адама и Евы] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что
вы разных национальностей, культур. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы узнавали друг друга. Воистину, самыми великодушными
и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен [пред Всевышним]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо
всем и вся» (Св. Коран, 49:13); Пророк Мухаммад говорил: «Мусульмане — братья. Нет преимущества одного над другим, кроме как в богобоязненности»
(хадис от Хабиба ибн Хараша; св. х. ат-Табарани, «хасан»). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9211. «Богобоязненность
[набожность] — это качество человеческой натуры, которое ведет к приверженности приказам и заветам Господа и отказу от того, что запретно
и грешно пред Ним». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 141.
Ср.: «...человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар., 16:7).
/10/ С точки зрения медицины пост полезен, поскольку оказывает благотворное влияние на здоровье человека: во время поста нормализуется
работа кишечника, выводятся шлаки из организма, уменьшаются жировые отложения и т. д. Неоценимо влияние поста на нервную систему и
работу сердца. У постящегося значительно сокращается количество отрицательных эмоций, стрессов.
/11/ В первую очередь здесь имеются в виду малые грехи, ведь большие, а также те, что сопряжены с обидой или нанесением ущерба другим
людям, просто так не прощаются. Хотя милость Всевышнего безгранична и прямо пропорциональна тем серьезным, глубинным изменениям,
которые происходят в человеке.
/12/ «Ночь Могущества («Ляйлятуль-кадр») лучше, чем тысяча месяцев» (Св. Коран, 97:3).
/13/ Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Байхакы, ад-Дара Кутни. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9018, «хасан».
/14/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 629, 630; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль
аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 126.
/15/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 627.
/16/ Люди, имеющие психические заболевания, полностью освобождены от выполнения религиозной практики.
/17/ Христианская Церковь, к примеру, также предусматривает отмену или ослабление поста в особых случаях
(болезнь, нахождение в пути и т. д.).
/18/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 656–658.
/19/ «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, это Всевышний накормил и напоил его
[то есть пост его не нарушен, а отмечен Господом]» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима).
/20/ Достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста
(хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари). См. также: Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247,
хадисы № 30—32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662—664.
/21/ Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком (палочкой для чистки зубов) во время поста. См.: Аль-Кардави
Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.
/22/ От использования зубной пасты во время поста лучше воздержаться. Большая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок
нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть предельно осторожным. См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330.
/23/ Преднамеренное вдыхание табачного дыма нарушает пост.
/24/ В случае проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной
в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.
/25/ Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание
рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить.
/26/ Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост.
/27/ Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.
/28/ Миск — восточное благовоние.
/29/ Ша‘бан — месяц, предшествующий Рамадану.
/30/ Богословы говорили, что данный хадис указывает на крайнюю нежелательность начинать пост месяца Рамадан за день-два до
фактического начала месяца поста. Но если это пришлось на те дни, в которые человек обычно постится (понедельник и четверг, например)
или верующий постился весь месяц Ша‘бан, то он постится и данное порицание к нему не относится. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари
би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 152, хадис № 1914.
/31/ Пост его не принимается Господом.
/32/ Т. е. пост его не нарушен, а отмечен Господом. Несмотря на употребление пищи, человек продолжает поститься и завершает пост
вечером, когда наступает время разговения.
/33/ Имеются в виду молитвы «Таравих», совершаемая после пятой обязательной молитвы, «Тахаджуд», совершаемая после истечения
одной трети ночи и до начала времени утренней молитвы, или «Витр».
/34/ Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.
/35/ Шавваль — месяц, следующий за Рамаданом.
/36/ «Закятуль-фитр» — налог разговения. Он является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста.
Выплачивается в пользу бедных и неимущих мусульман. Обязателен как для взрослых, так и для детей. От имени детей выплачивается
их родителями. Может быть выплачен до начала Праздника Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам).
/37/ Са‘ — мера сыпучих тел, равная примерно 3260 г. Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальные богословы говорят,
что данная мера сыпучих тел равна 2172 г. См.: Му‘джам люгати аль-фукаха’. С. 270. Высчитав нынешнюю стоимость продукта, можно
выплатить «закятуль-фитр» деньгами.
/38/ По завершении праздничной молитвы обязательность выплаты данного налога сохраняется.

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Месяц Рамадан
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Ислам для Всех  :: Рамадан :: Ваш первый форум-
Перейти: